Алалия код по мкб 10 у детей

Алалия

Алалия код по мкб 10 у детей

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.

Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи.

Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов.

Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга.

Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную(сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешаннуюалалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук.

У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы.

По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.

Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е.

понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем.

Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины.

Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству.

Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов).

В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»).

В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря,
  • фразовой речью,
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи,
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.

При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга.

В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/alalia

Задержка психического развития (ЗПР) – что это такое простыми словами

Алалия код по мкб 10 у детей

Прежде всего хочу сказать, что на данный момент диагноза “ЗПР” не существует – его вывели из обращения приказом Минздрава РФ в 1997 году.

Вместо “ЗПР” врачами должны выставляться соответствующие диагнозы по кодировке МКБ-10.

Тем не менее, термин “ЗПР” до сих пор часто используется и врачами, и в психолого-педагогической литературе, продолжая пугать родителей своей формулировкой. Собственно, поэтому я хочу его разобрать.

фото из открытых источников

Термин “задержка психического развития” (ЗПР) звучит достаточно удручающе – сразу возникают ассоциации с интеллектуальной недостаточностью, отсталостью.

Да, ЗПР связана с интеллектуальным развитием, но связана лишь частично. На самом деле для того, чтобы говорить о ЗПР, достаточно, чтобы у ребёнка страдала хотя бы одна из нескольких высших психических функций: память, мышление, внимание и эмоционально-волевая сфера.

То есть, для постановки ЗПР ребёнку совсем необязательно отставать интеллектуально. Достаточно, чтобы одна их психических функций не соответствовала своему возрасту.

Естественно, для каждого возраста есть свои нормы. Давайте попробуем разобраться что норма, а что не очень для разных возрастов.

Мышление

Мышление – основа интеллекта. У детей с ЗПР часто наблюдается его волнообразное развитие, но в сравнении с умственной отсталостью при грамотной коррекции ребёнка можно вывести в норму.

Мышление формируется в три этапа:

Преобладает у ребёнка до 3 лет. Ребёнок познает мир через действия с реальными предметами: он может вертеть игрушки, строить что-нибудь из них, ломать, кидать и смотреть что из этого получится.

Характерно то, что ребёнок сразу переходит к делу, не планируя своих действий.

Начинает формироваться с 2-3 лет и до 6-7 лет составляет основу мышления ребёнка.

Здесь ребёнок начинает уже не только взаимодействовать с реальными объектами, но и с их образами: осваивает логические ряды, может обобщать понятия, находить различия.

Ребёнок может представлять в уме конечный результат своих действий и планировать, поэтому его творческая деятельность также становится более упорядоченной: не простое чирканье по бумаге, а осмысленные рисунки, не размазывание пластилина, а лепка конкретных форм.

Высшая форма мышления, начинает формироваться с 5-7 лет и является основой мышления в школьном и взрослом возрасте.

Здесь ребёнок может делать выводы на основе своих знаний и опыта, не прибегая к практическим действиям: “Тарелка разбилась потому, что упала”, “Ноги промокли потому, что наступил в лужу”.

Также ребёнок начинает анализировать предметы и явления, отделяя их от своего опыта.

Если спросить у ребёнка 3-4 лет “Что такое собака?”, он ответит, основываясь на своём наглядном опыте: “Собака – это Бим, живёт у бабушки с дедушкой в конуре”.

В 5-7 лет ответ на вопрос изменится и, скорее всего, будет выглядеть так: “Собака – домашнее животное, которое охраняет дом, любит косточки, громко лает”.

Все три формы мышления остаются и используются человеком на протяжении всей жизни.

У детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Словесно-логическое может формироваться с задержкой, особенно если ребёнок испытывает проблемы с речью. Однако при должных усилиях отставание можно полностью ликвидировать.

Дети с умственной отсталостью застревают на уровне наглядно-действенного мышления часто вплоть до старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Наглядно-образное мышление формируется с трудом, особенно если требуется применение логических операций.

Словесно-образное мышление при УО если и формируется, то резко нарушено – детям трудно делать какие-либо абстрактные логические выводы, рассуждать, анализировать в уме.

Память

Неразрывно связана с развитием мышления и обучения, так как человек сначала что-то делает, запоминает опыт и использует опыт в дальнейшем как основу обучения.

При ЗПР могут наблюдаться проблемы с памятью, особенно словесной. Дети могут долго заучивать материал, при этом быстро его забывать и неточно рассказывать.

Нередки проблемы с кратковременной памятью, особенно с эхоической (кратковременной словесной), из-за чего детям может потребоваться несколько раз повторять задание и объяснение.

Внимание

Если мы говорим про внимание, то ЗПР в этой части наступает когда ребёнок не может произвольно удерживать внимание столько времени, сколько положено по возрасту.

До 3 лет к ребёнку не предъявляют никаких особых требований. В этом возрасте нормальна концентрация внимания в пределах 1-5 минут. Но постепенно требования к памяти увеличиваются:

из открытых источников

Эмоционально-волевая сфера

Формулировка “Эмоционально-волевая сфера” по сути говорит сама за себя. Это способность контролировать эмоции и побуждения волевыми усилиями.

Сюда входит умение адекватно выражать свои чувства, самооценка, способность доводить начатое до конца, самоконтроль, усидчивость, выдержка. Также относятся умение адекватно распознавать эмоции других людей, общаться и играть, следуя установленным нормам и правилам.

Для малышей 3-4 лет относительно нормальны истерики, недостаточная усидчивость, выдержка. Игры по правилам только начинают входить в их жизнь. Но проблемы в этих областях (гиперактивность, отвлекаемость, истерики, неуместные или неадекватные эмоции) уже не норма для старших дошкольников (5-6 лет) и школьников и становится основанием для постановки ЗПР.

Кстати, задержка формирования эмоционально-волевой сферы может возникнуть и у абсолютно нормального ребёнка без каких-либо заболеваний и проблем со стороны неврологии и психиатрии. Для этого малышу достаточно оказаться в неблагоприятных воспитательных условиях:

  • Среда равнодушия и безнадзорности

Развивается психическая неустойчивость, дети гневливы, плохо контролируют и выражают свои эмоции, внушаемы. Не интересуются учебой, не имеют интеллектуальных интересов.

Формирует несамостоятельность, безынициативность, безвольность, неспособность доводить начатое до конца, стремление перекладывать ответственность и любую работу на других людей. При этом формируется неадекватная, завышенная самооценка, ведь родители (в основном, грешат этим мамы) буквально пылинки сдувают с ребёнка и осыпают его незаслуженными похвалами.

Нередко мы видим черты этой формы ЗПР у взрослых людей – про таких часто говорят “маменькин сынок”.

Неврозы, навязчивости и страхи – частый спутник детей, которые воспитываются чрезмерно строгими родителями. Здесь ребёнок стремится не добиваться успеха, а избегать неудач. Страх неудач приводит к тому, что дети просто боятся начинать изучать что-то новое – “а вдруг не получится”.

Как видите, “не так страшен чёрт как его малюют“. ЗПР это не конфетка, но и не приговор. При раннем начале (до 5 лет) коррекционной работы, ЗПР в подавляющем большинстве случаев можно полностью скомпенсировать. Главное не лениться и прилагать усилия.

Спасибо, всем дочитавшим до конца!

Не забывайте ставить лайки и подписываться – так и вы, и те, кто нуждается в такой информации, сможете больше видеть по теме в своей ленте.

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vse_ob_alalii_autizme_i_zpr/zaderjka-psihicheskogo-razvitiia-zpr-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-5ed12a812a4ffd30927e5afd

Логоневроз у детей и взрослых: лечение и причины недуга. Код по мкб-10

Алалия код по мкб 10 у детей

Логоневроз – это судорога-образные движения, которые распространяются по гортанной и артикуляционной мускулатуре, появляются они в начале речи или в ее середине. Больной на определенном звуке запинается, делает паузу или тянет звук.

Клиническая картина патологии напоминает тонические или клонические судороги. При тоническом логоневрозе пациент делает звуковую остановку, а при клоническом повторяет слова или звуки. Заболевание имеет 4 фазы развития, это достаточно серьезная личностная проблема, которая вносит ограничения в способность человека полноценно общаться.

Логоневроз нарушает ритмичность и плавность речи человека. Речь начинает формироваться у детей до года, а заканчивается к 7 годам. Начальные стадии логоневроза проявляются в повторении букв и протягивании слогов.

Причины заболевания у детей

Логоневроз не связан с нарушениями или патологиями речевого аппарата – это невротическая форма заболевания.

Справка! Логоневроз часто сопровождается дрожанием челюсти, мышечным напряжением лица, частым морганием.

Логоневроз становится более выраженным когда ребенок волнуется и не может выразить свои мысли. На какое-то время признаки речевого невроза могут отступать, и тогда речь ребенка становится плавной, однако, в сложной психологической ситуации проблема обостряется, и интенсивность клинической картины усиливается.

Закономерность – чем сильнее нервничает ребенок, тем ярче признаки логоневроза, в результате формируется стойкая цепочка.

Факторы, которые провоцируют логоневроз в детском возрасте:

  1. Лабильная нервная система. Ребенок тревожный, плаксивый, раздражительный.
  2. Недостаточность центральной нервной системы, возникавшая в результате нарушений при внутриутробном развитии, травм при родах, а также недугов, перенесенных в раннем возрасте.
  3. Особенности развития речи индивидуального характера. Слишком интенсивное развитие фазовой речи, слишком резкое введение второго языка в момент, когда малыш еще не полностью освоил свой родной язык.
  4. Наследственная слабость центральных речевых механизмов.
  5. Патогенное внешнее влияние, которое подкрепляет предрасполагающие факторы для развития речевого невроза.
  6. Расторможенность нервной системы ребенка, что приводит к скомканности и размытости речи, позднее становление речи.
  7. Некоторые физические недостатки, формирующие комплексы и чувство неполноценности.

В группе риска дети:

  • к которым взрослые предъявляют слишком завышенные требования;
  • родители которых излишне строги, постоянно их контролируют, выставляют противоречивые требования и не имеют единой стратегии воспитания;
  • которые не имеют должного эмоционального контакта, поддержки и заботы;
  • перенесшие острые стрессы или психологические травмы.

Симптомы у детей

Речевой невроз характеризуется паузами во время разговора, кроме того, признаки патологии могут быть следующими:

  • ребенок несколько раз повторяет определенные звуки, слоги или слова;
  • имеются проблемы с произношением определенных слогов или слов;
  • наблюдаются спазмы гортани;
  • нехватка воздуха.

Вместе с перечисленным признаками у ребенка отмечается наличие дыхательных и артикуляционных судорог, а также наблюдается:

  • чувство страха;
  • повышенная тревожность;
  • низкая самооценка;
  • усиленное потоотделение;
  • беспокойный сон.

В некоторых случаях при произношении слогов или слов у ребенка меняется выражение лица, возможно появление гримас, тиков.

Лечение у детей

Диагностикой и лечением логоневроза занимается логопед, кроме того необходима консультация с психологом, психиатром и терапевтом.

Очень важно изучить наследственность малыша и обстоятельства, которые спровоцировали развитие патологии.

После того, как форма речевого отклонения и его первопричина определена, врач исследует фонематический слух, лексико-грамматическую речь и звукопроизношение.

Лечение направлено на купирование слишком сильного возбуждения нервной системы ребенка. Для этого используются разные подходы – фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия.

Если после курса лечения в психологическом состоянии ребенка наблюдаются улучшения, восстановление нормальной работы речевого аппарата становится возможным.

Медикаментозное лечение ребенка подбирается с учетом степени неврологического заболевания. Возможно врач назначит препараты, которые влияют на активность мозговых процессов, транквилизаторы, успокоительные средства, витамины.

Важно! Выписывать препараты может только врач, самостоятельное медикаментозное лечение категорически противопоказано.

Слишком уповать на медикаменты не стоит, часто наблюдается возвращение патологии, как только терапевтический курс закончится. Поэтому во время лечения недуга крайне важно найти и устранить первопричины патологии.

Массаж при логоневрозе могут проводить только логопеды, поскольку очень важно знать механизм работы аппарата речи. Неплохие результаты показывает точечный массаж, если после массажа заикание усиливается, это свидетельствует о тяжелой патологии.

Дыхательная гимнастика позволяет нормализовать дыхательный ритм, а также укрепить мускулатуру ребенка. Физические нагрузки показаны в утреннее время суток.

Важно! Не стоит думать, что логоневроз вылечится самостоятельно когда ребенок подрастет. К большому сожалению, такое явление достаточно редко, чаще всего без лечения речевой невроз остается у ребенка на всю жизнь, и существенно снижает его самооценку.

Чтобы предупредить патологию необходимо создавать в семье умиротворенную обстановку, желательно не повышать голос на ребенка, и на ошибки указывать дружеским тоном. Родителям рекомендуется говорить спокойно и плавно. Важно соблюдать режим дня, вечером не стоит включать ребенку мультики, играть в шумные игры. Нужно исключить прочтение страшных сказок, которые могут напугать ребенка.

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.

Клиническая картина у взрослых

Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с ым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие.

С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии.

Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.

Лечение у взрослых

Лечение направлено на восстановление правильной работы нервной системы, поэтому врачи применяют фитотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, медикаментозные средства (Глицин, Ново-пассит).

Каким будет лечение определяет невролог после тщательного осмотра пациента. Часто используется комплексное лечение – прием седативных препаратов, народная медицина, мануальная терапия, массаж, иглорефлексотерапия.

Перечисленные методы существенно улучшают эмоциональный фон пациента, способствуют нормализации нервных импульсов, снижают возбуждение вегетативной нервной системы, улучшают настроение и сон.

Логопедическое лечение тоже назначается в обязательном порядке. С помощью логопеда пациент учится правильному дыханию, что значительно купирует симптомы заболевания.

В некоторых случаях проблема устраняется частично, либо заикание возвращается после курса терапии. Тогда необходимо более серьезное лечение. Нужна помощь психотерапевта, который покажет пациенту приемы релаксации и аутотренинга, поможет победить страхи и минимизировать последствия психологической травмы. Используются:

  • групповая терапия;
  • аутогенные тренировки;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гештальт-терапия.

Могут быть назначены медикаментозные средства:

  • Пантогам;
  • Пирацетам;
  • Фенибут;
  • Фенотропил;
  • Ноофен;
  • Анвифен;
  • Гопантам и прочие ноотропные препараты.

Чем логоневроз отличается от заикания?

Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:

  • невротическое – логоневроз;
  • неврозоподобное или органическое.

При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.

Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.

В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.

Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.

Можно ли получать права при логоневрозе?
Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.

Код по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней логоневрозу присвоен код F-98.5.

Коррекция невротического заикания – сложный и достаточно длительный процесс, лечение должно проводится не только логопедом, но и психотерапевтом, неврологом и психологом.

Так как в основе развития патологии лечит психотравма, отдельная работа логопеда будет неэффективной до тех пор, пока психотравмирующая ситуация продолжает воздействовать на пациента.

Если в семье ребенка с логоневрозом имеются проблемы, очень кстати будет помощь психотерапевта, который поможет наладить микроклимат в семье, что даст ребенку возможность расслабиться и чувствовать себя более спокойно и уверенно. Психолог объяснит как избавиться от провоцирующих психологических факторов, а невролог назначит лечение, которое купирует судорожную готовность.

Про логоневроз, его причины, методы лечения.

При своевременном обращении за помощью и при комплексном подходе к лечению, прогноз заболевания благоприятный, но многое зависит не только от грамотности и квалификации врача, но и от желания самого пациента избавиться от проблемы.

Источник: https://psihiatr.me/nevroticheskie-rasstrojstva/nevrozy/logonevroz-u-detej-i-vzroslyh.html

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

Алалия код по мкб 10 у детей

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 – Расстройство экспрессивной речи

F80.2 – Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

– связанное с развитием физиологическое расстройство;

– расстройство развития артикуляции;

– функциональное расстройство артикуляции;

– лепет (детская форма речи);

– дислалия;

– расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

– афазия БДУ (R47.0);

– дизартрия (R47.1);

– апраксия (R48.2).

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

– моторная алалия;

– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

– приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– не восприятие слов;

– словесная глухота;

– сенсорная агнозия;

– сенсорная алалия;

– врожденная слуховая невосприимчивость;

– афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

– аутизм (F84.0x, F84.1x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/spetsificheskie-rasstrojstva-rechi-u-detej_14284/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.