Аффективно респираторные пароксизмы код мкб

Содержание

Аффективно-респираторные приступы у детей: причины и лечение, как лечить новорожденных и грудничков

Аффективно респираторные пароксизмы код мкб

Апноэ – это внезапная остановка дыхания, которая не связана с эмоциональной нагрузкой. Заболеванию подвержены груднички и новорожденные дети. У взрослых апноэ может происходить во время сильного кожного раздражения.

Особую опасность представляет внезапная остановка дыхания при апноэ во сне. При этом дыхание останавливается более чем на 25 секунд, что может иметь негативные последствия для ребенка.

Нарушение следует лечить, в противном случае возможно развитие ряда неврологических патологий, вплоть до нарушения развития малыша.

Внезапное нарушение дыхания во сне – это повод для беспокойства. У грудничков нарушение может развиться по следующим причинам:

  • травма при родах;
  • врожденные аномалии строения носа;
  • отек слизистой оболочки носоглотки при простудных и вирусных заболеваниях;
  • сильное ожирение.

В старшем возрасте такие нарушения наблюдаются редко. Остановки дыхания у детей возрастом от 8 месяцев напрямую связаны с эмоциональным состоянием ребенка и, по мнению многих специалистов, являются первыми предвестниками невроза и истерии в будущем.

Апноэ – это внезапная остановка дыхания, которая не связана с эмоциональной нагрузкой. Заболеванию подвержены груднички и новорожденные дети. У взрослых апноэ может происходить во время сильного кожного раздражения.

Особую опасность представляет внезапная остановка дыхания при апноэ во сне. При этом дыхание останавливается более чем на 25 секунд, что может иметь негативные последствия для ребенка.

Нарушение следует лечить, в противном случае возможно развитие ряда неврологических патологий, вплоть до нарушения развития малыша.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Виды пароксизмов и характерные для них симптомы

Часто в различных источниках можно встретить аббревиатуру АРП — аффективно-респираторный приступ. Патология характеризуется пароксизмами и внезапной остановкой дыхания.

Приступ АРП случается в момент психоэмоционального возбуждения. Когда ребенок заходится плачем, на высоте вдоха происходит остановка дыхания на 10-15 секунд. Это может сопровождаться изменением цвета лица или внезапным нарушением моторики.

Остановка дыхания при приступе является рефлекторной реакцией организма на сильные эмоции, испытываемые младенцем. Такой приступ возникает в нескольких случаях:

  • во время плача;
  • при испуге;
  • если малыш больно ударится.

Родители сильно пугаются, впервые столкнувшись с этим расстройством. В момент плача ребенок вдруг резко затихает, его кожа бледнеет либо синеет, при этом он открывает рот, но не может издать ни звука. Как правило, такое состояние длится не более 40 секунд.

Существует взаимосвязь, между изменением цвета кожи ребенка и эмоциями, испытываемыми в этот момент. Побледнение кожи наблюдается в следующих случаях:

  • падение;
  • травма;
  • страх;
  • удар.

Часто при этом ребенок не успевает отреагировать плачем на испытываемую боль, как сразу начинается аффективный приступ. Опасность такого состояния заключается в том, что родители могут не заметить травмирующего воздействия и не понять, почему кожа ребенка бледнеет, а он не может сделать вдох.

Другой тип АРП сопровождается синюшностью кожи малыша во время приступа. Причиной такой реакции часто становятся яркие эмоции – ребенок может быть недоволен или раздражен. Не получив желаемого, младенец начинает сильно плакать. В момент, когда необходимо сделать вдох, чтобы продолжить плач, происходит внезапная остановка дыхания. В это время кожа лица приобретает синеватый оттенок.

Во время приступа возможно повышение тонуса мышц тела. Ребенок может внезапно выгнуться так, будто у него случилась судорога. Как правило, такое состояние самостоятельно проходит и длится не более нескольких минут.

Аффективно-респираторные пароксизмы могут проявляться по-разному. Исходя из этого, их классифицируют на виды.

В зависимости от клинической картины, характера спазма дыхательной мускулатуры выделяют такие типы приступов задержки дыхания у детей:

  • осложненный АРП. Проявляется выраженной гипоксией головного мозга. Задержка дыхания длится дольше минуты. У ребенка наблюдается непроизвольное мочеиспускание, судороги рук и ног;
  • простой АРП. Характеризуется кратковременной задержкой дыхания. Приступ длится не более 20 секунд. Признаки гипоксии и гиперкапнии отсутствуют;
  • белый АРП. Проявляется задержкой дыхания и обмороками. Развивается достаточно быстро. Кожа малыша в области груди, шеи и лица бледнеет;
  • синий АРП. Начинается приступ с истерики. Ребенок делает резкий и глубокий вдох, потом возникает задержка дыхания. Гиперемия эпидермальных покровов сменяется их синюшностью. Тонус мускулатуры снижается, малыш становится слабым. Возможна потеря сознания.

При простом типе АРП дыхание восстанавливается самостоятельно. При осложненном течении может потребоваться медицинская помощь. Клиническая картина аффективно-респираторных пароксизмов схожа с проявлениями эпилепсии.

Поэтому необходимо провести полноценное дифференциальное обследование. Врач может назначить анализ крови, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагноз АРП ставится в том случае, если не выявлено никаких органических расстройств.

Клиническая картина

Аффективно-респираторный синдром происходит в момент сильного плача или при возникновении резкой боли во время падения или удара, например, головой об стол. При ударе ребёнок может отключиться, не успев издать ни звука. Он бледнеет, закатывает глаза и при этом не дышит.

Во время плача всё происходит немного иначе. Когда ребёнок не согласен с создавшимся положением и начинает сильно плакать, его эмоциональное состояние находится на крайней точке кипения.

Чтобы получить то, что ему хочется, ребёнок поднимает громкий непрерывный крик. Для этого ему нужно выпустить воздух из лёгких, который внезапно заканчивается, и крик прекращается.

Малыш синеет и отключается.

Весь процесс занимает считаные секунды, но родителям в этот момент кажется, что их чадо не дышит целую вечность, и они сами находятся на грани истерики.

Что делать, если у вашего ребенка приступы задержки дыхания

Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.

Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.

Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, и похож этот тип приступа на обморок у взрослых. Между прочим, часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.

А «синие» приступы – это «верхняя точка» выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность.

Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.

В связи с тем что аффективно-респираторный синдром относится скорее к невротическим проявлениям, избавляться от него лучше всего при помощи регулирования психологического состояния малыша.

Родителям в первую очередь стоит уделить внимание тому, как они выстраивают свои отношения с ребенком. Не слишком ли опекают его, боясь любых ситуаций, способных нарушить покой их чада? А может, между взрослыми в семье нет взаимопонимания? Тогда лучше всего обратиться к психологу.

Кроме того, большое значение для таких деток имеет упорядоченность и рациональность их режима. Как утверждает, рассматривая аффективно-респираторные приступы, Комаровский Е. О., их всегда легче предотвратить, чем лечить.

Лечение

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Наиболее важным аспектом является информирование членов семьи, так как приступ, в большинстве случаев, представляет собой пугающее и шокирующее зрелище, а попытки помочь могут привести к травмам и быть малоэффективными без должной информированности взрослого.

Не существует окончательного решения о необходимости лечения, так как в подавляющем большинстве случаев приступы неопасны для жизни, а ребенок, в конце концов, перерастает их.

Что нужно знать об АРП

Детская нервная система остро реагирует на любые стрессовые ситуации, поэтому АРП у детей – это не редкость и не повод для паники. Нарушение хоть раз в жизни встречается у каждого четвертого ребенка в возрасте до четырех лет.

Если нарушение не связано с органическими патологиями, болезнями мозга или недостатком важных микроэлементов, родителям не надо беспокоиться. Избавиться от расстройства можно своими силами, без применения медикаментозной терапии, однако для этого понадобиться запастись терпением.

Источник: https://rptp-rd.ru/rasstrojstva/arp-u-detej-chto-eto.html

Аффективно респираторные приступы код по мкб 10 у детей

Аффективно респираторные пароксизмы код мкб

 Аффективно.

Респираторный синдром (АРС) — эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения.

Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога.

Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Дополнительные факты

 Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли.

Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко.

Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины

 Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:  • Тип высшей нервной деятельности.

Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.

 • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы.

Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.

 • Ошибки воспитания.

Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.

 • Внутренние и внешние факторы.

Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Нормализация психологического климата

Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями. Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает.

Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата.

Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.

Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.

Нельзя ребенка лишать детства!

Необходимо давать полноценную информацию взрослым о проблеме. Мамы и папы должны уяснить, что сами по себе у ребенка приступы не опасны и он их рано или поздно их перерастет. Однако и пускать на самотек не стоит. Предрасположенность и гипервозбудимость нервной системы способно перерасти в более серьезную проблему. Поэтому необходим регулярный врачебный контроль.

Патогенез

 До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани.

Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: ая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется.

Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Должное поведение родителей

Если родители увидели проявление АРП у малыша, главным условием для них является сохранения хладнокровия и спокойствия. Разрешить одноразовый приступ можно и самостоятельно, без помощи врача. Только при их регулярности нужно обратиться в больницу.

Итак, принципы поведения родителей при приступах их ребенка следующие:

  • не впадать в панику, сохранять спокойствие
  • попробовать восстановить дыхание малыша – помассировать ему уши, щеки, похлопать легонько по спине
  • принимать меры сразу при возникновении приступа, не тратя времени
  • после приступа лучше ничего ребенку не рассказывать, не заострять на нем внимание. В следующий раз ребенок может бояться АРП еще больше, к тому же добавится и чувство смущения или стыда
  • учить ребенка контролировать эмоции и дыхание

Классификация

 Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:  • Простой.

Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
 • Синий.

Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз).

При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.

 • Бледный.

Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.

 • Осложненный.

Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Как не спутать с другими проблемами?

Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом.

Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.

д.

Источник: https://PosPsy.ru/patologii-i-otkloneniya/paroksizmy-u-detej.html

Так заходится, что забывает дышать: что такое аффективно-респираторные пароксизмы у детей и как с ними бороться?

Аффективно респираторные пароксизмы код мкб

Аффективно-респираторные пароксизмы у детей – это патологические состояния, которые проявляются задержкой дыхания, судорогами. Они имеют вид приступов.

Такое нарушение может сильно напугать родителей. Важно понимать, что собой представляют аффективно-респираторные пароксизмы (АРП), почему они возникают, в чем их опасность и как от них избавиться.

АРП в медицине имеют несколько названий: приступы задержки дыхания, аффективно-респираторный синдром. В МКБ-10 данное состояние имеет код R06 и находится в статье «Аномальное дыхание». Слово «респираторный» означает «дыхательный», а «аффективный» — «неконтролируемая эмоция».

Во время сильных переживаний (обиды, страха, боли, плача) у ребенка происходит задержка дыхания: организм забывает, как совершать вдохи и выдохи. Иногда такое состояние сопровождается потерей сознания.

По данным ВОЗ, АРП наблюдаются у 5% детей во всем мире. У ребят раннего возраста (с 6 месяцев до 1,5 лет) такие приступы встречаются гораздо чаще. После пяти лет подобные состояния обычно не возникают. У новорожденных и грудничков аффективно-респираторные пароксизмы также возможны, но они считаются крайне редким явлением.

Это объясняется неразвитостью центральной нервной системы. У девочек и мальчиков АРП возникают с одинаковой частотой. Но врачи отмечают, что у представителей сильного пола такие приступы прекращаются немного раньше. У мальчиков аффективно-респираторные пароксизмы проходят к трем годам, а у девочек – примерно в 4-5 лет.

АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.

Причины возникновения

Дети более эмоциональны, чем взрослые. Злость, страх, обида, разочарование проявляются у малышей более выражено. Но далеко не все ребята страдают от АРП. Этиология заболевания изучалась долгое время.

В результате было установлено, что аффективно-респираторные пароксизмы у детей возникают по таким причинам:

  • плохая наследственность. Примерно четвертая часть малышей с АРП имеет родственников, у которых тоже были подобные приступы. Медики отмечают, что дети наследуют не саму склонность к задержкам дыхания, а тип ЦНС;
  • экзогенные и эндогенные факторы. К ним относятся физическая усталость, боль, сильное чувство голода, психоэмоциональное напряжение, стресс;
  • особенности функционирования центральной нервной системы. Чувствительные, неуравновешенные, впечатлительные, мнительные, эмоционально неустойчивые лица гораздо чаще сталкиваются с приступами задержки дыхания;
  • ошибки при воспитании. Часто АРП наблюдается у детей, к поведению и эмоциям которых родители относятся неправильно. Приступы обычно возникают у тех малышей, которым многое позволяется.

В ряде случаев врачи не могут установить точную причину появления АРП у детей. Это объясняется тем, что на развитие приступов задержки дыхания влияют разные факторы.

Опасно ли это для ребенка?

Сами по себе аффективно-респираторные пароксизмы опасности для жизни ребенка не несут. Но если приступы возникают часто, то это может стать причиной нарушения социальной адаптации.

Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.

Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.

Суть лечения аффективно-респираторных пароксизмов заключается в коррекции образа жизни ребенка. Как правило, АРП устраняют немедикаментозным способом.

Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.

Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.

Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:

  • уложить ребенка на ровную поверхность;
  • повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
  • брызнуть на лицо холодную воду;
  • осторожно пощекотать кроху.

Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.

В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики:

  • хвойно-морские ванны;
  • массаж.

Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.

Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.

Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.

Профилактика

Для профилактики аффективно-респираторных пароксизмов у ребенка специалисты дают родителям такие рекомендации:

  • не кричать и не наказывать малыша. Лучше постараться спокойно объяснить крохе, в чем он неправ;
  • относиться к ребенку как к взрослому. Важно учитывать мнение малыша, его интересы, предпочтения;
  • обеспечить рациональное, сбалансированное питание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был голодным;
  • если малыш капризничает, плачет, то надо переключить его внимание с волнующей его проблемы, успокоить. Это не даст развиться эмоциональной реакции.

Доктор Комаровский о аффективно-респираторных приступах у детей:

Таким образом, аффективно-респираторные пароксизмы не представляют большой опасности для жизни крохи. Но их нужно лечить, чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий.

Важно выявить и устранить причину развития приступов задержки дыхания. Подходить к решению проблемы важно комплексно. Заниматься самолечением нельзя.

Требуется строго придерживаться предложенной врачом схемы терапии, проводить профилактические мероприятия.

Источник: https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/affektivno-respiratornye-paroksizmy.html

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

Аффективно респираторные пароксизмы код мкб

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста.

Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей.

Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется.

В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений.

Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает».

Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода.

Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью.

Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое.

Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами.

Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите.

Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Погребной Станислав Леонидович, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 137

4.4 137

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/affektivno-respiratornyj-pristup.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.